«Про маникюр можно забыть». Ювелир из Барановичей рассказала, какие эксклюзивные заказы она выполняла, какое золото предпочитает, и поделилась секретами по уходу за украшениями

31.01.2021 11:16

«Про маникюр можно забыть». Ювелир из Барановичей рассказала, какие эксклюзивные заказы она выполняла, какое золото предпочитает, и поделилась секретами по уходу за украшениями

Родом я из Пинска и первые навыки искусства получила в изостудии, где занималась с 7 лет. У меня был прекрасный преподаватель – художник, живописец Евгений Пулхов. Помню, что мне нравилось рассматривать его руки и особенно меня привлекал его перстень-печатка с необработанным янтарем. Видимо, это и положило начало моему увлечению ювелирными украшениями.

Окончив школу, я поступила в Минское художественное училище имени Глебова на специальность «художник, резчик по дереву, камню и кости».

Распределение получила в ювелирную мастерскую, но почему-то решила, что не готова там работать. Устроилась в художественную мастерскую в Пинском трикотажном объединении, где работала исполнителем шелкотрафарета (печать на трикотаже).

В 90-е годы вышла замуж и переехала в Барановичи. Устроилась учителем черчения и рисования в школу №6 (сейчас это гимназия №3), где проработала около восьми лет.

В то время среди моих знакомых была небольшая группа ювелиров. Меня впечатляли их работы, и я, наконец, решилась заняться ювелирным делом.

Мой путь начинался в мастерской, где я работаю по сей день. Занимаюсь как изготовлением изделий, так и ремонтом украшений.

Ювелир – непростая работа. Она требует усидчивости, кропотливости, аккуратности, высокой концентрации. И физически достаточно сложно. Хотя сейчас работать в этом плане стало легче: появилось современное оборудование, 3D-принтер, лазерный принтер.

Считаю, что ювелирное мастерство – это элитное искусство, которое объединяет в себе практически все направления. Нужно быть и художником, и скульптором, и архитектором. А также нужно хорошо знать химию и физику.

Все почему-то считают, что ювелир – это мужская профессия, и у нас в стране очень мало женщин-ювелиров. В своем коллективе я тоже одна женщина-ювелир, но свою профессию я не считаю чисто мужской. У нас женщины и автомобили ремонтируют, и такси водят. Так что ювелир не исключение. К тому же, мне кажется, что я понимаю в этом деле больше, так как сама ношу украшения.

Конечно, про маникюр приходится забыть. У меня есть знакомый автослесарь, так он говорит: «Ну, Лена, я – автослесарь, но руки у нас практически одинаковые». А по-другому никак.

Мы работаем с металлом клиента. Первым делом проверяем пробу. Она у разных изделий разная. По стандарту – 583, но есть и ниже 500. Например, турецкое и польское золото ниже пробой, там идут примеси металла. Качество проверяем также реактивами. Все это поясняется клиенту, проверяем вес и уточняем, какое изделие должно быть в конечном результате.

Были клиенты, которые приходили со старым золотом или со старыми позабытыми украшениями, а мы беремся и даем им вторую жизнь. Золотые слитки, которые сейчас продают, тоже следует переводить в стандартную 583 пробу. Если этого не сделать, то изделие получится мягким и быстро износится. Скажу так: самое хорошее золото – это золото советского времени.

На изготовление украшения требуется разное время – все зависит от сложности работы. На изготовление простого кольца, например, уйдет день, а если что-то более сложное – больше времени, ведь нужно еще и эскиз разработать.

Никогда не знаешь, что тебя вдохновит. Это может быть разговор с интересным человеком, выставка живописи, природа, хорошая книга. Иногда идешь по улице, смотришь по сторонам, и тебя может вдохновить просто проходящий мимо человек. И вот уже «проявляется» какой-то новый рисунок, форма.

За столько лет глаз становится наметанным, а руки – определяют вес украшения.

Например, размер сережек для клиентки я могу определить на глаз, чтобы они красиво сидели – уши ведь у всех разные. На глаз могу отличить, золото это или нет. В принципе, точно сказать, золотое украшение или бижутерия, могу и просто взяв его в руки. Руки чувствуют, тот ли это металл, с которым постоянно работаешь.

Все сделанные мной украшения я примеряю на себе, чтобы определить, удобно ли сидит, хорошо ли работает застежка.

Сама я люблю не только ювелирные украшения, но и красивую, хорошую бижутерию. Себе украшения я делаю сама.

Клиенты приходят с разными финансовыми возможностями.

Как-то женщина приехала из-за границы, принесла большие камни – сейчас уже и не помню какие, и по ее заказу я сделала красивые массивные серьги. Они весили около 15 граммов. Когда клиентка надела их, то даже немного растерялась. Сказала, что сильно богато, боязно даже носить такие. Точную сумму, которую она заплатила за серьги, не скажу, но стоили они очень дорого.

Молодежь сейчас предпочитает более тоненькие кольца, женщины среднего возраста любят более массивные украшения.

Очень много людей приходит и просит эксклюзива. Слушаем, предлагаем, советуем посмотреть наши каталоги и так называемый «обменный фонд» – готовые изделия, которые можно примерить, посмотреть, как выглядят вживую, подходят ли к форме лица (если это серьги). Некоторым, если видишь, что не по стилю, советуем остановить свой выбор на чем-то другом.

Для каждой профессии характерны свои заболевания. У ювелира зачастую страдают спина и зрение. К счастью, это меня обошло стороной. Просто нужно вести активный образ жизни вне работы, а чтобы сохранить зоркость, пользоваться бинокулярными очками или лупами.

Конечно, чем меньше изделие, тем сложнее его делать и тем больше нагрузка на глаза. Я работаю от трех граммов, а некоторые мастера не берутся за работу, если цепочка весит меньше 8 граммов.

Источник