Ксендз-блогер Борок: Перемены в Беларуси произойдут быстро, так как их хотят и сторонники власти, и народ

29.07.2021 14:26

Ксендз-блогер Борок: Перемены в Беларуси произойдут быстро, так как их хотят и сторонники власти, и народ

— Где вы сейчас находитесь и каков ваш официальный статус? — интересуется журналист «Радио Свободы».

— Я впредь остаюсь ксендзом и настоятелем прихода в Россонах, с тем, что в результате событий в моей жизни в начале июля я был вынужден срочно покинуть Беларусь и выехать в командировку в Польшу. Не менее месяца я пробуду в Польше в командировке с выполнением пастырских обязанностей.

Решение о поездке было принято при согласовании с моим руководством и епископом. Решение принимали очень быстро, чтобы сохранить возможность проповедовать в социальных сетях и, в частности, вести впредь мой ютуб-канал, где я проповедую и оказываю социальное учение Католической церкви.

Почему я не мог оставаться в Беларуси? Против меня снова завели административное дело, которое до сих пор ведут (по крайней мере, я не знаю, чтобы его остановили). В рамках этого административного процесса была выдана санкция прокурора, согласно которой представители правоохранительных органов имели право войти во все здания, где я живу и работаю (квартира, приходской дом и храм).

Но цель была одна — чтобы при осмотре зданий забрать у меня технику (телефоны и компьютеры) на экспертизу. В таком случае у меня исчезла бы возможность заниматься деятельностью, которую я вел до сих пор. Поэтому для спасения техники я был вынужден временно покинуть нашу страну.

— Когда и при каких условиях вы можете вернуться?

— Этот вопрос пока что открыт. Я встретился в Беларуси с беззаконием, так как тот административный процесс полностью выдуман, они обвиняют меня в том, чего, как всем известно, я не делал. Мне приписывают изготовление снимков, которых я не делал. И при таком беззаконии и абсурдности теперь нельзя точно планировать, когда я смогу вернуться в Беларусь.

— Прошел почти год после выборов. Как священник вы лучше знаете настроения простых людей на Россонщине — и католиков, и православных, и не верующих. Какие они? Как люди реагируют на правовой дефолт в Беларуси? И знают ли они вообще об этом и о других событиях, связанных с выборами и послевыборной ситуацией в стране?

— Анализируя мои свидания с разными людьми, я убежден, что каждый, подчеркиваю, каждый, независимо от того, на какой он стороне находится — добра или зла, или он представители власти и силовых структур, или простой житель Беларуси — всем хочется перемен.

От сегодняшней ситуации беззакония у людей огромная усталость. Все устали от беззакония и непредсказуемости, которая нас ждет. Поэтому каждый хочет перемен, только не все одинаково себе эти перемены представляют.

В некоторых можно видеть апатию, безнадежность, депрессивные настроения, ведь им хотелось перемен быстрых, чтобы все было мирно и быстрее закончилось, но этого не случилось.

Но значительная часть общества не отказывается от надежды на то, что в Беларусь все же будет верховенство закона и что разные стороны все же договорятся между собой.

— Мы отчасти знаем позицию Католической церкви Беларуси относительно событий в стране. Это, если коротко, осуждение насилия и нарушения юридических и моральных законов. Полностью ли вы поддерживаете позицию белорусской католической иерархии? Все ли, по вашему мнению, делается правильно?

— Если говорить о том, о чем сказали вы, — осуждение насилия и беззакония — то я это, безусловно, поддерживаю. И католическая церковь, а, в какой-то степени, и православная церковь, и протестантские общины, сделали это. Подчеркиваю, в какой-то степени.

Но вместе с тем, если мы сегодня находимся в такой кризисной ситуации, когда общественно-политический кризис вышел из-под контроля, то с уверенностью можно сказать, что мы, как Католическая церковь, не до конца выполнили свое задание, которое ей поручил выполнять Бог в этом мире.

Лично мне не хватает еще более громкого голоса Католической Церкви, Православной Церкви тогда, когда нужно давать моральную оценку тем событиям и процессам, которые сегодня происходят в стране.

Если вы спросите, поддерживаю ли я позицию Католической церкви, то я отвечу, что да, конечно, поддерживаю и остаюсь послушным своей церкви. Но вместе с тем мне, как священнику, хотелось бы четко понять высказывания высших пасторов, епископов, и чтобы у меня не оставалось вопросов относительно того, что они делают.

К сожалению, сегодня у меня некоторые вопросы остаются, и я не могу понять всего, что пастыри говорят и делают. Например, с печалью я могу сказать, что не понимаю, почему на ежегодных торжествах в Будславе в этом году не прозвучала молитва «Магутны Божа». Гимн «Магутны Божа» имеет право звучать в костелах, и никто из светской власти не имеет права это запретить.

Когда слышишь жалобы верующих из разных приходов, что этот гимн с некоторых пор перестал исполняться, то у меня нет понимания, почему.

— Вместе с тем, после известных высказываний главы государства об этом гимне он звучал в кафедре в Минске, и потом туда приходила милиция…

— Слава Богу, что звучал. Но остается вопрос, почему не звучит так массово, как это было до сих пор.

Во время мессы в Минском кафедральном костеле. Архивное фото.

— Как вы можете прокомментировать отставки в Гродненской православной епархии? Напомню, там недавно отстранили от должности архиепископа Артемия и настоятеля кафедрального собора отца Георгия Роя, которые осуждали насилие.

— Надо вспомнить, что отставки происходят не только в Гродненской православной епархии. К сожалению, такие факты известны и в Минской православной епархии. Есть такие случаи и в католической церкви. По свидетельствам верующих, в некоторых приходах епископы поменяли настоятелей.

Возможно, это не было по политическим мотивам, но наши верующие так это воспринимают.

И тут опять же не хватает такого ясного голоса епископов к верующим с целью объяснения того, что сегодня делается в наших общинах.

Ну а те отставки, что произошли в Гродненской православной епархии, можно воспринимать только с печалью и болью. Но во всех этих болезненных испытаниях мы можем заметить знаки надежды.

Мы видим, что в костелах и церквях идет определенная конфронтация, и благодаря этому произойдет процесс очищения наших христианских общин — придет время, и произойдет еще большее очищение и в Католической церкви, и в Православной. Поэтому эти испытания я воспринимаю все же с надеждой.

— Какую роль церкви Беларуси могут сыграть в разрешении кризиса в стране?

— Я думаю, что эта роль большая. Несмотря на то, что наши христианские церкви немного теряют авторитет ввиду того, что не до конца ясно высказываются. Различные опросы в социальных сетях свидетельствовали, что и Католическая церковь теряет авторитет, и церковь Православная тоже.

Но вместе с тем есть немалое доверие общества к этим церквям. И вот когда наша христианская церковь выполнит свою фундаментальную миссию — назовет зло по имени и добро по имени, и скажет: «Люди стоп, надо жить по-Божьему, давайте возвращаться к закону», я думаю, роль церквей трудно будет переоценить. И этого общество ждет.

Вопрос — сделает ли это церковь на высшем уровне. Это вопрос открытый. Но можно сказать, что если смотреть снизу, как работает церковь, то возникла, например, красивая инициатива «Христианская визия» из представителей и католической, и православной, и протестантских церквей. Они делают сегодня очень хорошее дело.

Этот опыт убеждает, что христианская церковь может помочь белорусскому обществу начать вести диалог. Пока что власть не хочет диалога, они не хотят слушать своих оппонентов, но церковь может побудить оппонентов к началу диалога.

— И не могу не спросить вас, ксендз Вячеслав, как у духовного лица, вот о чем. Люди в Беларуси надеются на победу добра, но видят, что пока побеждает зло. Что вы скажете тем, кого охватывают сомнения?

— Очень хороший и актуальный вопрос. В той борьбе, что сегодня идет в Беларуси, мы должны видеть не только политическую борьбу (впрочем, политической борьбы и нет, так как у нас нет политических партий, то, что есть — иллюзия). У нас происходит борьба между добром и злом, борьба за человека.

И вот когда ты видишь, что зло еще не побеждено и даже само побеждает, очень важно, чтобы в моем сердце добро победило. И если добро побеждает в сердце человека, когда он становится на сторону добра, то тогда уже нет никакой грусти, нет депрессии, человек уже чувствует себя победителем — ты уже внутри себя позволил, чтобы там победил человек, ты получил свое достоинство, и это приносит радость.

А если добро победит в нашем сердце, быть не может, чтобы в нашем обществе, в целом верующем, добро тоже не победило. Поэтому если есть определенные депрессивные настроения, я советую сделать так, чтобы каждый был доволен своей жизнью, и тогда добро в Беларуси тоже победит. Но эта победа сначала должна состояться в сердце.

— И еще вопрос прощения. Сейчас в Беларуси делается много греховных вещей, например, лжесвидетельства — это смертный грех. По вашему мнению, это проблема того отдельного человека -грешника, или она затрагивает все общество?

— Безусловно, это касается всего общества, когда мы говорим о фальсификации результатов выборов или о поведении силовиков, судей, прокуроров — это тенденция. У нас давно строилась такая махина зла, лжи, насилия, поэтому в этой системе не просто выделиться и стать человеком. Можно сказать, что это наш большой публичный грех. Но все же очень важно выгнуться из этой серой массы и начать быть человеком.

— Когда, по вашему мнению, ситуация в Беларуси изменится? Каков ваш прогноз?

— По моему мнению, можно радоваться уже по той причине, что ситуация в Беларуси изменилась. Она изменилась в прошлом году, апогеем этих изменений был август 2020 года. Благодаря этим переменам, мы можем сегодня сказать с уверенностью, что мы уже никогда не вернемся к той прежней жизни. Поэтому сейчас возможно движение только вперед.

Слушатели и зрители могут тогда спросить, когда же выпустят заключенных, когда ксендз вернется в Беларусь? Это вопрос открытый. Это будет быстро. Но сначала добро должно победить в сердце, должны произойти духовные перемены. Если они произойдут, то произойдут и перемены, которых каждый из нас ждет.

Читайте также: Ксендзу Барку присудили 10 суток ареста за публикацию изображения Цеслера

Источник