Города без наледи и сугробов: как борются с зимой северные мегаполисы

09.02.2022 14:46

Города без наледи и сугробов: как борются с зимой северные мегаполисы

Петербург превратился в чертоги Снежной королевы — об этом с начала декабря не написал только ленивый. Но горожанам, увы, не до сказок. Под ногами — грязная каша и гололед, на котором травмируются до 90 человек в день, над головой — сосульки, жертвами которых уже стали несколько человек и собака.

Как со снегопадами справляются в других северных городах мира? Какие лайфхаки петербургским коммунальщикам стоило бы взять на вооружение? Вместе с урбанистами разбиралась корреспондент «Росбалта».

Да, в считанные часы после снегопада. Возможно, даже ночью. Куда проще расправиться со свежим легким снежком, нежели спустя сутки яростно долбить укатанный снежный настил.

«Когда снег утоптан, счистить его уже невозможно, — объясняет руководитель „Школы ЖКХ“ Анатолий Голов. — Мы постоянно видим, как бульдозер ковшом долбит слежавшийся снег. К слову, в Советском Союзе регламент уборки соблюдался, и опытные дворники выходили на работу даже ночью, ведь рыхлый снег отбросить проще простого. Если же снега выпало больше 10 см, и техника сразу не прошла по улицам, машины быстро превратят его в мокрую кашу, а мороз — в лед».

Соседи-финны, к примеру, пытаются работать на скорость — жители замечают, что снегоуборочные машины появляются в нужном месте едва ли не с началом снегопада. Быстро реагировать дорожникам помогает сеть веб-камер, которые передают актуальную картинку проезжей части, сообщают о температуре воздуха и дорожного покрытия. Увидеть данные могут и автомобилисты, чтобы спланировать поездку.

В норвежском Осло требования тоже довольно жесткие: дорожные службы должны полностью убрать снег с проезжей части через два часа после начала осадков. Потом контролеры замеряют коэффициент сцепления шин с покрытием, и если показатель ниже 0,4, дорожникам дают 30 минут на устранение проблемы. Если обслуживающая организация не справляется, ее штрафуют. Нюанс: до асфальта чистят только главные транспортные артерии городов и дороги с высокой интенсивностью, а это не больше 10% всех норвежских дорог. На всех других допускается снежный накат.

«Другое дело, что в Осло живет 634 тыс. человек, и по дорогам ездит 350 тыс. машин. В Петербурге же население составляет около 5 млн, и только 1 млн. 700 тыс. зарегистрированных автомобилей. Иными словами, при выработке стратегии зимней уборки нужно опираться на интенсивность движения и количество жителей», — добавляет Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.

Жесткие стандарты прописаны и на сайте мэрии канадской Оттавы — за 4 часа после окончания снегопада в порядок приводят ключевые городские дороги. За 6 часов службы обязаны очистить улицы между магистралями и жилыми кварталами. За 16 часов — улицы и переулки в жилых районах. Тротуары, правда, чистят не так быстро — от 6 до 16 часов.

Если снег вовремя убрать не удалось, чтобы избежать гололеда, лучше использовать солевой раствор. Инженер по городскому планированию и благоустройству Пекка Тахкола из финского Оулу считает, что твердая соль на дорогах — это худший вариант.

По его мнению, стоит переходить на смесь соли и воды или рассол: 25 — 30% хлорида натрия, остальное — вода. Или на формиат калия, что экологичнее, но дороже.

«В таком случае понадобится меньше соли, а работать она начнет быстрее — сразу после попадания на поверхность, так как ее не нужно давить. Поверхность будет более однородной, качество очистки намного выше, следовательно, меньше сюрпризов», — объясняет Тахкола.

А в Швеции на утрамбованный снег рассыпают песок, смешанный с горячей водой. Это позволяет сохранять хорошее сцепление с дорогой.

Не стоит забывать и о том, что чистая соль вредна для газонов, на которые коммунальщики сваливают кучи снега в ожидании весны — это приводит к засаливанию почв. Страдают от соли и лапы городских собак. Поэтому, уверен Анатолий Голов, на тротуарах экологичнее и эффективнее использовать чистый песок. Пытаться же «растопить» солью снежный настил — бессмысленная затея.

«Однако использование соляно-песчаных смесей необходимо на эстакадах, где дорожное покрытие машинами сверху разогревается, а снизу подмораживается. Возникает ледяная корка, и происходят страшные аварии», — объясняет эксперт.

Анна Климентова добавляет, что мировые стандарты по уборке дорог едины для большинства северных городов. Если по дороге проезжает больше 3 тыс. автомобилей, ее нужно содержать в чистом асфальте. А этого можно добиться только использованием современных реагентов и оперативным выездом техники. Так поступают, например, в Осло. Что касается тротуаров, то в городе используют смесь гранитной крошки с реагентом, чтобы люди не падали.

В арсенале у финских властей есть несколько стратегий уборки в зависимости от разгула стихии. Если снега мало, коммунальщики придерживаются плана A, прилично — плана B. На случай сильных снегопадов имеется третий регламент, который диктует всем участникам процесса, что и когда делать.

«За 10 лет в Петербурге бывает как минимум три очень снежных зимы, — вспоминает Голов. — Так что пора бы уже администрации проработать сценарий на случай снежных аномалий. Финские городские службы, если снегопад небольшой, справляются сами. Если осадков больше — привлекают коммерческие предприятия. Например, у строительных компаний всегда есть подходящая техника. На случай снежного коллапса есть специальные аварийные команды».

По мнению эксперта, власти Петербурга прежде всего, должны знать «где, что лежит», и как привлечь дополнительную технику и людей к уборке. Пока же отлаженного алгоритма действий нет или же он существует лишь на бумаге. Факт тотальной «разусобицы» в городе подтверждал и вице-губернатор Анатолий Повелий:

«За кусок тротуара перед парадной и сосульки над ней отвечают УК. За мосты — „Мостотрест“, за участки у метро — ГУП „Метрополитен“. За детские и спортивные площадки — муниципалитеты, за тротуары у бизнес-центров, торговых центров, частных предприятий — их владельцы. Все участники оркестра расписаны, ноты — тоже. Но не все играют по нотам, а кто-то на концерт вообще не явился. Я не хочу валить с больной головы на здоровую, но из-за этого лоскутного одеяла, из-за этой разусобицы Смольный оказывается заложником добросовестности каждого субъекта».

Анатолий Голов подчеркивает, что хуже всего убирают земли, которые принадлежат городу:

«Речь — об ответственности и контроле. К сожалению, власти города расписались в своей беспомощности. В том, что не могут контролировать даже тех, кто „под ними“ — районы и комитет по благоустройству».

К слову, на севере США ответственность за уборку снега делится на три уровня. Государственные коммунальные службы убирают основные улицы и значимые магистрали, частные компании — дороги и улицы поменьше. Землю у частных домов чистят сами жители, а если поленятся, им выпишут штраф.

В Смольном недавно сообщили, что в 2024–2026 годах в городе появятся три новых снегоплавильных пункта. Стоимость каждого — 1 млрд рублей. Сейчас в городе работает 11 таких пунктов, и в период обильных осадков они не справляются. По мнению Анны Климентовой, плавка снега в таких пунктах получается «золотой».

«В Петербурге закупили самые дорогие дизельные пункты, что экономически необоснованно. Можно было бы остановить свой выбор на более дешевых альтернативах — например, использовать канализационное тепло для топки снега. В Осло в одном из фьордов стоит баржа, переделанная под снегоплавильный цех. Весь снег свозится туда, топят его водой, поднятой с залива — на глубине ее температура около 8 градусов тепла. Все прогоняется через фильтры и сбрасывается в море», — объяснила эксперт.

Кто-то скажет: Петербург — особенный. И исторический центр для уборки слишком сложен. Одно дело — чистить широкие проспекты, другое — маневрировать на узких тротуарах, лавировать под арками и нырять во дворы-колодцы.

Но в эстонском Таллине в историческом центре тоже довольно узкие улицы и тоже есть проблема узких тротуаров. И в декабре снегопад заставил муниципальные власти вывести на дороги всю имеющуюся снегоуборочную технику и 33 бригады дворников. Сотни единиц техники и коммунальные службы перешли на круглосуточный режим работы.

Увы, в Петербурге уборка усложняется тем, что и без того узкие тротуары загромождены множеством дополнительных конструкций: рекламными щитами, знаками, столбами и подсветкой. В итоге кроме как ручным трудом к тротуарам не подступиться, хотя это самый дорогой и неэффективный способ.

«Я бы начала с того, что перенесла конструкции с нешироких тротуаров за их пределы. Закупила бы малогабаритную технику — и тогда можно было бы оперативно убирать тротуары», — предложила Климентова.

К слову, в канадском Монреале обходятся вообще без дворников с лопатами. Тротуары разгребают мини-тракторы, которые сваливают снег на край проезжей части, где позже проезжает тяжелая снегоуборочная техника. Затем на самосвалах сугробы отвозят за город.

«Нормальные у нас улицы, в Стокгольме они не шире, — отмечает урбанист Илья Резников — Там, где не проходит трактор, проходит человек с лопатой или с компактными снегоуборочными механизмами. Просто людей и механизмов должно быть в достатке».

«Исторический центр можно убрать, увеличив число дворников. И увеличив количество малогабаритной техники, которая бы перекидывала снег с тротуаров на проезжую часть. Там бы его уже убирала большая техника», — соглашается Анатолий Голов.

В Петербурге с ручным трудом действительно не очень: как признавались в Смольном, в городе работают 7 тыс. дворников при реальной потребности в 19 тыс. Анна Климентова добавляет, что по данным петербургских властей, в городе работает до тысячи единиц техники, чего недостаточно для уборки 50-60 млн квадратных метров.

«Чтобы оперативно очищать город, необходимо 2,5-3,5 тысячи единиц техники и 10-20 тысяч сотрудников ручного труда. А еще нужно строже подходить к выбору подрядчиков. В Петербурге 18 районов, и в каждом разные коммерческие компании выигрывают контракты. Иногда у них нет ни достаточного количества техники, ни опыта, ни квалификации. Я бы предложила при объявлении конкурса жестче прописывать требования по наличию техники, персонала и квалификации», — отмечает Климентова.

По ее словам, в Осло и Хельсинки неопытная компания не может выиграть подряд на содержание города — если у нее нет определенного количества рекомендаций и парка техники.

В Петербурге часто сетуют, что технике не пройти из-за припаркованных автомобилей.

«Вывозить снег сложно из-за транспортных заторов и припаркованного транспорта, и от них страдает далеко не только уборка снега, — отмечает Резников. — Но это уже вопрос комплексной транспортной политики».

В Канаде, Финляндии и Норвегии тоже есть улицы, на которых машинам и снегоуборочной технике не разойтись. Но жителей заранее оповещают об уборке, за сутки вывешивая знаки о запрете парковки в определенный период. Если машина не убирается, приезжает эвакуатор, а автомобилисту «прилетает» штраф до 500 евро.

«Нужно понимать, что уборка города — это всегда компромисс между коммунальщиками и жителями, и его нужно находить», — подчеркивает Анна Климентова.

Илья Резников подводит итог: проблемы с уборкой снега бывают везде, где его выпадает много. Но не везде они становятся хроническими.

«Какой-то особой специфики у Петербурга тут нет, у нас не Норильск и не Анадырь. И уборка снега — не вопрос каких-то особых технологий, а деньги, техника, люди и нормальная организация процесса».

Анжела Новосельцева

Источник