Договорились договориться. Что не так с программами интеграции Беларуси и РФ

13.09.2021 22:58

Договорились договориться. Что не так с программами интеграции Беларуси и РФ

Переговорный марафон об интеграции Беларуси и России, который длится на протяжении последних трех лет, наконец привел к согласованию 10 сентября так называемых 28 союзных программ. До этого стороны заявляли, что «достигли прорыва», «согласовали документы на 90%», однако впервые подробности были опубликованы лишь сейчас. DW разбирается, о чем идет речь в программе интеграции, есть ли там что-то принципиально новое и угрожает ли это суверенитету Беларуси.

28 союзных программ представляют собой документ с перечнем сфер и направлений, в которых стороны намерены, по их словам, «сближать», «гармонизировать» и «унифицировать» свои законодательства, системы и подходы.

Речь идет о макроэкономической, денежно-кредитной политике, валютном регулировании, создании единого рынка нефти и газа, а также сближении в туристической и социальной сфере.

Анализируя перечень из 28 союзных программ, белорусские эксперты в унисон говорят, что на самом деле и сейчас никакой конкретики они не получили.

— Проблема в очень общих формулировках. Многое из того, что могло бы быть важным, описывается словами: «договорились согласовать», «договорились гармонизировать». В итоге это лишь договоренность о договоренности, — отмечает экономист из Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский.

Старший аналитик финансовой компании «Альпари Евразия» Вадим Иосуб также говорит, главная новость состоит в том, что все согласовали и скоро это будет подписано, но что конкретно — неизвестно:

— Весь процесс можно описать так: Беларусь и Россия договариваются договориться. Вот сейчас прямо окончательно договорились.

При этом Иосуб отмечает, что в программах описываются действительно важные вещи.

— Будет или нет общий рынок энергоносителей — это предельно важно для экономики, как и таможенное, налоговое регулирование. Там важна каждая деталь, каждый нюанс, которые могут улучшать или ухудшать доходы экономики на миллиарды. Но когда единственное, что нам говорят — «согласовали подходы», это мало добавляет к понимают сути, — комментирует эксперт.

Говоря о проблемах и подводных камнях союзных программ, экономисты в первую очередь обращают внимание на разное состояние экономик Беларуси и России, что делает реализацию некоторых программ невозможной.

— Например, первая карта про синхронизацию макроэкономической политики. По тем отраслям, которые приносят максимальный процент ВВП, Россия — это чистый экспортер нефти, а Беларусь — нефтепродуктов. Значит, шок цены на нефть будет по-разному отражаться на экономиках, и нужны будут кардинально разные монетарные политики, — обращает внимание Львовский.

Кроме того, влияет ситуация с санкционным режимом Беларуси, который сейчас серьезнее, чем у России.

— Из-за санкций Нацбанк Беларуси проводит беспрецедентную политику, выжимает рублевую ликвидность, чтобы поддержать курс рубля. А в России таких проблем нет, — отмечает экономист центра BEROC.

Непонимание вызывают размытые формулировки программ.

— Унификация, синхронизация, сближение подходов — это переход на российские законы или что? Если перевести белорусскую налоговую систему на российскую, то для экономики будет беда, ведь структуры доходов бюджета разные, экономики разные, — говорит Вадим Иосуб.

Нет четкости и в самом важном, наверное, вопросе для Беларуси — формировании объединенного рынка газа и нефти.

— Пока договорились лишь о том, что цена на газ повышаться не будет. А потом через два года запланировали подписание соглашения, которое установит сроки внедрения единого рынка. То есть сейчас ничего из этого не будет, — поясняет Львовский.

Впрочем, некоторые из союзных программ выглядят вполне реалистично, если отбросить в сторону отсутствие конкретики и обтекаемые формулировки.

— Программы, которые относятся к правам граждан ездить на работу, получать социальное обеспечение и медицинскую помощь (программа 28), наверняка пойдут на пользу, — говорит Иосуб.

Экономист Львовский также считает, то страны вполне могут отменить роуминг (программа 25), согласовать туристическую политику (программа 27), договориться о возможности открытия банковских счетов для белорусов в России и наоборот (программа 3), а также взаимно признавать аудит (программа 4), интегрировать платежные системы (программа 7) и бороться с отмыванием денег (программа 6).

Кроме того, в некоторых моментах стороны уже сотрудничают:

— Совместная борьба с терроризмом (программа 6) — тоже хорошо, но непонятно, что нового в этой карте, мы ведь и так совместно с ним боролись. Про совместную оборону тоже ничего нового, мы ведь и так состоим в ОДКБ и Союзном государстве, и у нас уже была совместная оборона, — отмечает Лев Львовский.

Все переговоры о российско-белоруской интеграции в последние годы так или иначе сопровождались активными разговорами об угрозе суверенитету Беларуси и якобы планируемом поглощении ее Россией.

В конце 2019 года в Минске даже проходили протесты против интеграции с Россией, в которых участвовали несколько тысяч человек. Однако в опубликованном документе ни о каком поглощении речь не идет, политической программы среди перечня нет.

Как говорит директор института «Политическая сфера» Андрей Казакевич, отсутствие политической карты прогнозировалось, ведь стороны не готовы к политической интеграции — есть моменты с неодобрением общества и проблема с легитимностью Лукашенко.

— Конкретно эти документы никаких ограничений для белорусского суверенитета не несут. Однако есть фраза, что стороны стремятся к тому, чтобы реализовать записанное в договоре 1999 года — а там наднациональные органы и политическое объединение, — отмечает он.

Из-за неточных формулировок, считает Казакевич, говорить о реальной угрозе суверенитету нельзя, но и расслабляться рано.

— Стратегия России сейчас в том, чтобы создать максимальное количество институциональных механизмов, которые позволяли бы влиять на Беларусь, сохранить в орбите своего политического и экономического влияния. Причем влиять вне зависимости от того, будет Лукашенко или нет, — считает политолог.

Читайте также: Лукашенко и Путин: кто кого обыгрывает на интеграционном поле?

Опубликовано содержание 28 союзных программ интеграции Беларуси и России. Их уже утвердили Путин и Лукашенко

Источник

Разделы сайта

Свежие новости

По 17 250 рублей каждому: Сбербанк обрадовал россиян

Умерла советская легкоатлетка, бывшая рекордсменка мира

Стала известна причина «отвратительного запаха» из квартиры покойного актера Марьянова

Сеть магазинов косметики «ПОДРУЖКА» проводит SUPER SALE! До конца сентября действуют скидки до 70% на тысячи товаров

"А глазки то папины!": Горбунов впервые показал лицо 4-летнего сына Ивана – несколько лет скрывали его от публики

Генпрокурор о «карте поляка»: Все это элементы гибридной войны

Возможности Близнецов, отношения Львов и планы Водолеев. Подробный гороскоп на 18 сентября

Юниорский чемпионат Европы по водному поло. Определились полуфиналисты

Блогер Валя Карнавал в 19 лет купила Merсedes за 22 млн рублей

Официантка из Петрозаводска, участница шоу «Пацанки», ковырялась руками в салате посетительницы

Отчеты по Википедии