Борьба за Мечеть развернулась во Владивостоке
Согласно проведенным департаментом внутренней политики исследованиям, в Приморском крае насчитывается около 10 тысяч верующих мусульман, регулярно посещающих молитвенные дома, и около 50 тысяч этнических мусульман. При этом, во Владивостоке на данный момент существуют лишь два молитвенных дома, в Артеме - один. Только во Владивостоке по адресу Шепеткова, 33 каждую пятницу молитвенный дом посещает порядка пяти тысяч прихожан. В связи с нехваткой мест, жители вынуждены располагаться на улице, в окрестностях Минного городка, на ступенях мечети, и даже на территории вокруг нее. К решению этой проблемы приступают вот уже 7 лет, однако прогресса не видно.
В августе 2020 года губернатором Приморского края Олегом Кожемяко и президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым были направлены обращения в адрес министра обороны Российской Федерации Шойгу Сергею с просьбой о рассмотрении указанного вопроса в особом режиме. Именно он является официальным владельцем участка, выделенного для строительства мечети по адресу Проселочная, 30. К слову, это уже вторая попытка решить земельный вопрос. С той же проблемой несколько лет назад правительство столкнулось на Катерной, 5.
К строительству готово абсолютно все: проект согласован во всех необходимых инстанциях, создана рабочая группа, и даже проведен опрос среди местных жителей. Большая часть горожан поддержала проект. Единственная проблема, решить которую все никак не могут - земельный вопрос.
Как скоро землевладелец услышит глас общественности, остается только гадать. Точно можно сказать только одно - как только земельный вопрос будет урегулирован, к строительству тут-же приступят, сообщает PRIMPRESS.
Проектная стоимость строительства мечети составляет более 100 млн. руб, а выделенный для постройки участок - примерно 2,6 Га. Этот проект, вместе с отведенными на его воплощение финансами, правительство Приморского края получило в дар от президента Республики Татарстан Рустама Минниханова. Правительство Приморского края, в свою очередь, должно лишь обеспечить выделение земельного участка.
О том, как зародилась идея строительства мечети во Владивостоке рассказал председатель религиозной мусульманской общины города Артема “Ислам” Рамиль Кильмухаметов:
Я возглавляю общину Татаро-башкир Приморского края, которая была основана в 1992-м году. К 20-летию общины - в 2012-м году мы решили отпраздновать общероссийский федеральный Сабантуй именно во Владивостоке. За помощью я обратился к президенту Республики Татарстан Рустаму Минниханову. В ходе подготовки к празднованию, 28 ноября 2011 года было подписано Соглашение между Республикой Татарстан и Приморским краем о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. А в день празднования президент Республики Татарстан лично посетил город. Помнится, как тогда удивился Рустам Нургалиевич, когда узнал, что в Приморье совсем нет мечети. В тот же день, в рамках федерального Сабантуя был заложен камень, предшествующий строительству нового религиозного объекта. Так мы получили в подарок от Татарстана проект по строительству новой мечети”.
Проходят годы, а количество мусульман в Приморье не сокращается. Более того, и строительство мечети все никак не начинается. Тем временем, основными религиозными мусульманскими объектами Приморья остаются молитвенные дома. И, несмотря на то, что мусульмане могут молиться в любом месте, повернувшись в сторону Мекки, в пятницу, в обеденное время, каждый обязан прийти в мечеть и послушать проповедь. Эти проповеди читают с целью воспитания, независимо от возраста. Так, начиная с 15-ти лет, каждый мусульманин обязан посещать мечеть. Не запрещено ходить на проповеди и детям. Единственное разграничение предусмотрено по половой принадлежности, что обязует женщин молиться в специально отведенном для них месте, также как и для мужчин. Территории разграничивает занавеска.
В таком вот подобии мечети предусмотрен и зал для бракосочетаний. Он на порядок меньше, а его отличительная особенность - доска, на которой имам расписывает правила брачной жизни для молодоженов. Все убранство молитвенных домов отличается аскетичностью - здесь вы не найдете золотых отделок или роскошных мозаик на стенах. Основным удобством здесь является ковровое покрытие для размещения прихожан на полу, для женщин - скамейки.
В углу одного из помещений - подставка для священной книги Коран.
По углам залов - колонки для того, чтобы каждому было слышно проповедь. Для тех, кто располагается на улице выносят колонку побольше. Звук отрегулирован так, чтобы не мешать общественности, а проповедь мог услышать каждый.
И, несмотря, на достаточно долгое существование этого молебного дома, среди местных до сих пор остаются недовольные. Часто жалобы на “слишком громкие” проповеди и большое скопление машин приходят в адрес председателя. Однажды даже поступила жалоба на то, что скорая не могла выехать из-за загородившей проезд машины. Позже выяснилось, что машина не принадлежала никому из прихожан, а являлась собственностью одного из жителей ближайшего дома. Так или иначе - основная проблема, доставляющая многим дискомфорт - нехватка места, сообщает председатель религиозной мусульманской общины “Ислам” во Владивостоке Ибрагим Хутиев. Он же провел экскурсию по молебному дому и рассказал о принципах существования религиозной организации:
“Мы люди социальные и без взаимоподдержки существовать не можем. Поэтому любая религиозная организация ведет свою работу в направлении социализации. К нам в мечеть за помощью может обратиться мусульманин ото всюду, более того, это может сделать и приверженец любой другой религии. Основной принцип религии - привести человека в социум, адаптировать его и сформировать понимание альтруизма, осознание того, что жизнь для себя - это утопия. Без взаимодействия и поддержки человеческий мир выходит за рамки морали - так появляются радикалы. Это единственное объяснение тому, откуда вытекают многочисленные межрелигиозные и межкультурные распри. Не стоит забывать, что будь то христианская религия, будь то мусульманская, как и все другие, стремятся лишь к миру на земле, но никак не к борьбе за власть».