25 лет президентства Александра Лукашенко. Эксперты – о достижениях и недочетах главы государства

20.07.2019 11:38

25 лет президентства Александра Лукашенко. Эксперты – о достижениях и недочетах главы государства

25 лет президентства Александра Лукашенко. Эксперты – о достижениях и недочетах главы государства 1. На мой взгляд, единственная заслуга Лукашенко в том, что у нас появилось подобие многовекторной политики. В 2014 году, после событий в Крыму, Беларусь начала предпринимать попытки проводить более гибкую внешнюю политику, размораживая отношения с Западом.

2. Последние 25 лет Беларусь топчется на месте в социальном, экономическом, политическом и идеологическом планах. За четверть века в Беларуси так и не создан механизм демократического развития страны, а лишь законсервирована старая система, которая не вписывается в новую эпоху.

Так, 10 лет страна не могла решить одну задачу – обеспечить зарплату в $500. Хотя сейчас этот уровень наконец-то и достигнут, но сохранится ли он – неизвестно. В Беларуси не созданы условия для ведения бизнеса, для привлечения инвестиций. Во внешней политике Беларусь по-прежнему привязана к России и зависит от нее. В стране заблокирован механизм смены власти: народ не выбирает ее, ведь честных открытых выборов нет.

3. В первую очередь нужна разработка новой динамичной модели развития республики, способной вывести Беларусь из состояния застоя. Нужно уходить от привязки к России, реформировать экономику, менять политическую систему.

25 лет президентства Александра Лукашенко. Эксперты – о достижениях и недочетах главы государства1. Лукашенко отстроил государственные институты, одно время в стране даже неплохо росло благосостояние народа. На сегодняшний день других плюсов за время пребывания Лукашенко у власти я не вижу.

2. По уровню благосостояния белорусы уступают всем соседям, кроме Украины. Не говоря уже о странах ЕС, где доходы в несколько раз выше, чем у нас.

Выстроенная за четверть века сильная вертикаль привела к тому, что политическое разнообразие в стране сведено почти к нулю, гражданское общество находится под колпаком, независимые СМИ подвергаются репрессиям.

В рейтингах свободы слова Беларусь на позорных последних местах. Как следствие, люди стали зажатыми. В пропасть Беларусь не скатилась, но она выпала из времени, остановилась в развитии, а интеграционные игры с Россией поставили под угрозу и независимость Беларуси.

3. Страна остро нуждается в реформах, в первую очередь – экономических. Об этом твердят и независимые эксперты, и международные организации (ВМФ, Всемирный банк). Для начала нужно срочно разобраться с неэффективной госсобственностью.

25 лет президентства Александра Лукашенко. Эксперты – о достижениях и недочетах главы государства

25 лет президентства Александра Лукашенко. Эксперты – о достижениях и недочетах главы государства1. Лукашенко пришел к власти, когда в Беларуси не были отстроены государственные институты, не было своей валюты, контроля на границах, когда на территории нашей страны стояли российские войска и даже было ядерное оружие. Страна переживала кризис, прежде всего экономический. ВВП падал катастрофически, заводы работали два-три дня в неделю, зарплата составляла $30–50 в месяц.

И Александр Лукашенко не только отстроил все институты государственного управления: от милиции до Нацбанка, но и выполнил то, чего от него ожидало общество. Остановил чековую приватизацию и в целом замедлил темпы приватизации, отказавшись от шоковой терапии, тем самым подрезав базу для формирования криминального олигархического класса собственников.

Лукашенко сконцентрировался на том, чтобы остановить сползание общества к политической конфронтации. В большинстве своем белорусы не хотели националистического дрейфа, а националисты в то время были очень активны и шумны. И это вызывало раздражение.

В результате референдума Лукашенко изменил государственную символику на более приемлемую для общества, ведь та, которая была до этого, воспринималась народом как националистическая. Он решил проблему «с кем дружить»: провел референдум, на котором большинство проголосовавших высказались за союз с Россией, и все время придерживался этого курса.

2. Недостатков в деятельности президента я не вижу, а недовольные всегда есть и будут в любом обществе.

3. Самый важный сейчас вопрос для Беларуси – безопасность. Рядом с нашей страной идет затяжной военный конфликт, и самое главное – не втянуться в него. А для этого необходимо продолжение союзнических отношений с Россией.

25 лет президентства Александра Лукашенко. Эксперты – о достижениях и недочетах главы государства1. 25 лет назад перед первым президентом стояло много задач: вопросы приватизации, национальной валюты, построения безопасности, создания армии, реструктуризации экономики. И Лукашенко решал эти задачи, так как вынужден был это делать. Хотя и решал их плохо.
Перед лицом существовавших на то время проблем Лукашенко своей жесткой рукой смог переделать страну и сохранить режим.

2. В 90-е годы Беларусь не переориентировала экономику на мировые рынки, а пошла по пути реставрации старых связей с Россией. Это привело не только к застою экономики, но и к новым проблемам – сахарным, газовым, молочным войнам. Все это ставит под угрозу безопасность нашей страны.

3. Сейчас зависимость от России такова, что может привести к потере Беларусью своей независимости. Поэтому вопрос сохранения суверенитета – самый главный на сегодня. Нужно снижать экономическую и военную зависимость от РФ. Только переориентация на мировые рынки, включение в мировые процессы сможет гарантировать нашу безопасность и независимость.

25 лет президентства Александра Лукашенко. Эксперты – о достижениях и недочетах главы государства1. Если что-то хорошее и произошло в белорусском образовании за эти годы, то это случилось вне государственной системы образования.

2. За 20 с лишним лет образование тихо гробили, проявляли к нему очевидный антигосударственный подход. Лукашенко не реформировал, а сохранял, консервировал систему образования. Она для него виделась как массовая среда детей и родителей, которая должна пропагандировать идеологические установки для сохранения его персональной власти и режима.

Все реформаторские усилия, которые наблюдались в 90-е годы (пересмотр содержания образования, вход в Болонский процесс) шли вразрез с персональными установками президента. Эксперты разрабатывали предложения, концепции, но политическая система все тормозила. На сегодняшний день система образования неразвивающаяся, малоговорящая, малореагирующая на внешний мир среда. Образование не интересно ни родителям, ни молодежи, ни ученым. Вся деятельность в этой сфере свелась к контролю.

Все это приводит к оттоку человеческого ресурса: как на уровне профессионалов, так и получателей образования. Интеллектуалы уходят в другие сферы, ищут другие ниши для своей деятельности, и в образовании остается серая масса людей, которые еще на что-то надеются. Студенты уезжают в другие страны, где могут получить более качественное и престижное образование.

3. Самое лучшее, что сейчас может сделать президент для образования, – признать свои ошибки и делегировать управление этой сферой профессионалам.

Источник